Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Красная туша
March 2015
alex_mashin
Вторая часть воспоминаний Холмогорова о советской еде.

В частности, максима (теорема Соколова):
Если в рамках одной системы есть внерыночная и рыночная составляющие, то рыночная будет эксплуатировать нерыночную, создавая дополнительную прибыль. А так как существование одной только нерыночной системы невозможно (рядом с нею тут же появится черный рынок), то социалистический сектор всегда будет формой внеэкономического принуждения в интересах несоциалистического сектора и его дельцов.
А я добавлю: любая социалистическая экономика является формой внеэкономического принуждения в пользу той или иной рыночной экономики.

При сосуществовании рыночного и нерыночного секторов в пределах одной экономики первичным надо считать рыночный, даже если речь идёт об СССР. В рынке возможны нерыночные субъекты (плантации с рабами); но не наоборот. Если ты пашешь за трудодни, плоды твоего труда кто-то продаёт на рынке.


  • 1

Вы не останавливайтесь, вы продолжайте. Любая мысль есть принуждение в интересах животной похоти, а любая мысль высокая и/или упорядоченная есть принуждение в интересах чужой животной похоти. Нравится?

Эта "максима" - сбой мышления, который, имхо, характерен для верующего люда. У них есть простое, последнее и единственное бездоказательное объяснение вообще всему, вот им и пофиг, когда сложное унижают перед простым.

Ну, а то, что по сути своей это экономия мышления, которая приветствуется мозгом, однако ведёт к не самым желательным последствиям для него...

> Любая мысль есть принуждение в интересах животной похоти,
> а любая мысль высокая и/или упорядоченная есть принуждение в интересах чужой животной похоти.
В этом есть резон, и разумно считать так, пока для конкретной мысли не доказано обратное.

Впрочем, аналогия не точна: мыслят обычно добровольно, а пашут за трудодни — нет.

И да, мышление есть ценный ограниченный ресурс, который надо экономить. Ограниченный и в силу энергозатратности, и в силу неразрывно сопряжённого с мышлением риска домыслиться до чего-нибудь не того, как русские домыслились до большевиков.

Edited at 2018-01-13 17:20 (UTC)

Вы противоречите себе. "Доказательство обратного", то бишь доказательство мышления себе на пользу, требует дополнительных затрат ценного ограниченного ресурса, то есть противоречит императиву экономии мышления.

Презумпция добровольности мышления более чем спорна. Отличение куста с хищником от куста без хищника трудно назвать добровольным, ибо совершается под угрозой смерти бедного питекантропа, а такое отличение и есть основа всякой мысли - предупреждения о грозящей опасности.

И, не оспаривая здесь высказанную Вами нежелательность большевиков, вполне можно возразить, что русские думали как раз недостаточно, чтобы отделить соблазны большевиков от них самих.

Edited at 2018-01-14 09:12 (UTC)

Про сыр и столовые.

(Анонимно)
Пара замечаний: сыр в 80-х действительно был отвратительный, но раньше, в 60-х, которых Холмогоров не помнит, он был гораздо лучше. Вообще за период моей советской жизни всё постепенно ухудшалось, и пища, и другие товары, и количественно, и качественно. Насчёт столовых, они очень сильно отличались в зависимости от степени бессовестности конкретных работников. Были такие, в которых есть буквально невозможно было, в особенности на курортах, там такой дрянью кормили, что вспомнить страшно. Но были и вполне приличные и даже вкусные, хотя реже. В Москве для повседневного питания больше всего годились пельменные, поскольку пельмени туда привозили готовыми, морожеными, и стырить что-нибудь из них нельзя было. Взять двойную порцию и горчицы туда побольше, она на столах бесплатно стояла, и всё, брюхо набил.

Re: Про сыр и столовые.

Я читал описания «сыра из дичи» и, по-моему, «камамбера» в классической советской поваренной книге. В 1980-ые они были уже чистой фантастикой.

В целом, мои воспоминания совпадают с Вашими. Я помню СССР примерно с 1980 года. Я также застал рассказы, что раньше всё было.

Что пугает — ассортимент продовольственных магазинов последние два года ухудшается.

Что касается столовых, то ещё хуже были школьные, с отвратительной едой (разве что, коржик можно было купить в буфете) и скотским отношением.

В Москве был ещё.

(Анонимно)
Был сыр "русский камамбер", в Москве даже в 80-х ещё встречался, хотя нечасто. И он да был неплохой, в сравнении с другими советскими сырами. В школьной столовой (начало 70-х) я вообще никогда не ел, там потому что толпа на переменах была такая, что не пытался даже.

Рыночной экономики не существует.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account