Я могу к этому добавить, что при индустриализации земельный вопрос переходит не только в квартирный, но и в продовольственный:
Земельный вопрос = Квартирный вопрос + Продовольственный вопрос.
Весь последний век российской истории можно представить, как историю попыток решения земельного вопроса.
Столыпин пытался решить земельный вопрос, вовлекая в оборот сибирские земли, и поощряя концентрацию земли в руках хуторян за счёт обезземеливания остальных. Трудно судить, достигла бы его политика успеха: за форсированную индустриализацию страны он не взялся, и вряд ли смог бы, останься он в живых.
Затем за решение вопроса взялись большевики. Речь идёт не о «Декрете о Земле»: это был обман, так как земли для передела в России уже не было. Экспроприированного у хуторян и последних помещиков хватило только на десять лет, за которые, кстати, появились новые кулаки. Настоящей попыткой решения земельного вопроса была коллективизация и индустриализация, начатая в 1927 г. Большевики достигли значительных успехов, но ни квартирного, ни продовольственного вопроса решить не сумели (помните Продовольственную программу и «Каждой семье отдельную квартиру к 2000 г.»?). В таких делах три четверти победы — всё равно поражение. Дело не сводится к неспособности строительной индустрии и агропромышленного комплекса: вся коммунистическая экономика была слишком слаба.
Посткоммунистические правители взялись за дело с другой стороны: они деятельно вымаривают населения до тэтчеровских 15 млн., которые может прокормить Труба. Понятно, что оставшиеся 130 млн. такое решение не устраивает.
С другой стороны, имеющие власть в решении квартирного вопроса не заинтересованы. Монополисты не желают снижения цен на жильё и стройматериалы, работодатели не хотят, чтобы рабочая сила была мобильна, потому что за неё в таком случае придётся конкурировать, местные власти не хотят мобильности населения по той же причине: за него придётся соревноваться. Наконец, пенсы тоже не хотят решения квартирного вопроса, ибо оно разрушит их власть над детьми и зятьями.
Важнейшей частью общественного договора, который заключит с народом новая национальная власть, должно быть решение квартирного и продовольственного вопросов.
- но
любопытно - мне тоже неоднократно приходила в моск
похожая аналогия - тогдашняя (предреволюционная)
и сегодняшняя Россия.