Написал я
пост об обязанностях историка, а через короткое время прочитал заметку Александра Елисеева
«Антинациональный грех правдоискательства» на ту же тему, где сказано ещё лучше. Процитирую весь пост:
Мой постинг о необходимости удревления русской истории вызвал такую реакцию - дескать это антинаучно, не так все было, да зачем нам, русским, опускаться до этого удревления. Вот то, что меня просто убивает. Это наша черта - искать в этом мире правду, истину, свет какой-то рафинированный. Нет этого здесь, в нашей "вселенной борьбы" и не будет. Там, по ту сторону, нужно искать Истину, но эта Истина - нетварная, нездешняя, зовущая нас хоть как-то соответствовать своему идеалу.
Но мы продолжаем искать эту здешнюю истину, разнося в прах и пепел "неправду" здешнего мира. В 1917 году эта манихейская тяга тяга к "абсолютному свету" разнесла вдребезги многовековую империю. Стало больше правды? В 1991 году это же "праведное" обличение разнесло в прах то, что таким трудом восстанавливалось. И лучше ли стало науке? Да ее раскромсали, отвесив солидный кусок Западу, куда устремились многие "правдорубы", ученые, внезапно ставшие ненужными своей стране. А, может быть вы, лебезившие перед Сахаровым и продвигавшие его в нардепы СССР, и в самом деле не нужны нашей стране? Вы, МНС-ы, несшие на демонстрациях ДемРоссии портреты демупыря, может быть, и правильно вас так "отблагодарили", отправив на помойки? Что мы от вас видели хорошего? Ваши "научные разработки"? Так вы их сами и сдали орде грядущих приватизаторов.
Теперь вот тоже - ищут правды. Ищут уже патриотические любители "объективности". Все то им не то. Академик Рыбаков - плох, он де - сказочник. А кто не сказочник, родимые? История никогда не была и не будет никакой наукой типа физики. Ибо это - политика - опрокинутая в прошлое. И все зависит от того, каких политических взглядов придерживается историк. Рыбаков - это умница, он наш гений. Возьмешь в руки любую его монографию - а это увесистый труд, где куча фактов, догадок, карт, схем и и т. д. Чего стоит самая ранняя, толстенная монография "Ремесла Древней Руси", где так подробно, так тщательно разбираются проблемы развития нашей материальной культуры. И везде, во всех его книгах, пишется о русских с любовью, в отличие от многочисленных "норманистов", от разного рода суперскептиков. Вот вам - и наука, и миф (сказка, которая,хоть и ложь, да в ней намек), диалектически сплетенные в одно - как некая "молитва" перед великим прошлым.
В свое время, занимаясь проблемой этрусков (самоназвание - росены), я был потрясен - как разные национально-исторические школы тянут к себя этот непонятный народ, как они яростно сражаются за этот "бесхозный этнос". (Историография этой борьбы отлично описана А. И. Немировским.) Но только русские правдорубы морщат носы, говоря - мы большие, мы великие, на фиг нам это? И уже не такие уж мы и "большие-великие", но все равно - долдонят одно и то же.
Вот так мы и проигрываем, все пытаясь найти истину в этом кипящем мире, который переплавляет все факты в огне противостояния. И этим пользуются наши враги.
А истина в этом мире лишь одна - истинно лишь то, что отвечает интересам твоего народа.
Выношу оттуда же из комментариев своё:
История не наука, а инженерная дисциплина. Лучше даже так: для народов-победителей история — ремесло, для проигравших — наука. Победитель диктует, побеждённый внимает.
P.S. Впрочем, я не считаю, что обязательно доводить нашу историю до этрусков, в настоящей достаточно хорошего. Но это частности.