Александр Машин (alex_mashin) wrote,
Александр Машин
alex_mashin

Categories:

О деньгах

Константин Крылов описал особую российскую форму богатства — бабло, то есть, деньги, поддержанные властью и связями, деньги, которые могут сами себя защищать. Он также противопоставил баблу солидарность.

Деньги — одновременно отчуждённые власть, труд и солидарность; единственная их ликвидная форма, которые можно бесконечно делить, накапливать, давать взаймы и обменивать на другие блага; мост между всеми тремя. Когда деньги развиты плохо, плоды труда не преобразовать во власть, ибо они будут отобраны; властью не получить труда, кроме подневольного и некачественного; а сотрудников можно найти только за время, пропорциональное квадрату их числа. Деньги соединяют правящего и подданного, производителя и потребителя, сотрудника и сотрудника, преодолевая препятствия пространства, времени и технологий. С их помощью ресурсы мгновенно перемещаются туда, где в них наибольшая нужда. На это нужно время, пропорциональное первой степени числа ресурсов.

Но в полной мере это относится к настоящим, развитым деньгам. В современной России их нет, а есть бабло.

Настоящие деньги существуют в обществе, где насилие есть монополия закона, равного для всех и оплачиваемого простыми налогами, зато предпринимательство монополией быть не может. В нынешней России монополии на насилие нет, зато на монополии поделён рынок.

Все настоящие деньги одинаковы: один рубль пахнет так же, как и другой и ничем от него не отличается. Все они в равной мере защищают себя и своих хозяев, все суть свобода, отчеканенная в металле монопольным эмиссионным центром. Но бабло под одним названием соединяет много разных крыш и связей. Деньги есть одного сорта, бабло — разных. Деньги универсальны, бабло уникально. В мировом масштабе, разные валюты — тоже разные сорта бабла, каждый поддержанный своей крышей. Чем больше цивилизации, тем меньше валют. Идеальные деньги с радостью примут в любом месте Земли. Их не надо защищать: если бы кто-то их отобрал, это подорвало бы монополию на насилие выпустившего их государства, и как следствие — сами деньги. Отобравшие бандиты получили бы этим право на выпуск собственных денег в количествах, пропорциональных отобранному.

Бабло правит там, где есть конкурентное насилие и монопольные рынки; деньги бывают там, где действует монополия на насилие и рыночная конкуренция. Если что и стоит называть прогрессом, так это переход от бабла к деньгам; обратный переход есть регресс.

Бабло — деньги недоразвитого или деградировавшего общества.

В мире победившего бабла люди с деньгами чувствуют себя неуютно, как и современные люди среди дикарей. Они хотят приблизить победу денег над баблом, хотя бы тем, что стали называть все виды бабла одним собирательным словом, подобно деньгам.

Деньги неразрывно связаны с насилием, ибо только насилием можно заставить принимать вновь выпущенные деньги. Монополия на ту или иную деятельность, кажется, неизбежна. Вопрос в том, на что она будет: на насилие, что означает достаток, или на всё остальное, что означает рабство.

Солидарная группа — это тоже крыша, и как следствие, эмитент — внутри себя, денег (в виде взаимных зачётов, для начала), а вне себя, — бабла. Солидарность — это тоже деньги. Поэтому держатели бабла давят солидарность: не любят опасных конкурентов.
Tags: Психоистория, Экономика
Subscribe

  • Les Feuilles Mortes

    Faites la vie de l'autre un enfer, avant qu'il ne le vôtre tel fasse. Ceci est la façon dont la plupart des relations marchent. Les Feuilles Mortes

  • Les Feuilles Mortes

    Votre raison n'est pas vous, mais un instrument, qui est à la disposition de celui qui comprend cela. Le vôtre, si vous le faites; sinon, quelqu'un…

  • Les Feuilles Mortes

    Celui qui exige une définition exacte d'une certaine chose, en fait, exige le droit de décider ce qui l'est et ce qui l'est pas. Les Feuilles Mortes

Comments for this post were disabled by the author

  • Les Feuilles Mortes

    Faites la vie de l'autre un enfer, avant qu'il ne le vôtre tel fasse. Ceci est la façon dont la plupart des relations marchent. Les Feuilles Mortes

  • Les Feuilles Mortes

    Votre raison n'est pas vous, mais un instrument, qui est à la disposition de celui qui comprend cela. Le vôtre, si vous le faites; sinon, quelqu'un…

  • Les Feuilles Mortes

    Celui qui exige une définition exacte d'une certaine chose, en fait, exige le droit de décider ce qui l'est et ce qui l'est pas. Les Feuilles Mortes