?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Суть европейства
March 2015
alex_mashin
Некий человек пишет, как ему удаётся избегать некачественного обслуживания:
Я переехал в этот район Москвы три года назад. Район мне совершенно чужой, из знакомых — одна супруга. Рядом несколько магазинов самой разной направленности — от мелких продуктовых палаток до крупного книжного. Также неподалёку есть два рынка, по выходным совсем рядом открывается третий.

Первым делом, входя в магазин, я здороваюсь. Уже после того, как мне ответили, я говорю, за чем пришёл. После того, как я получаю желаемое, я говорю «Спасибо!», а уходя — «Хорошего дня!» На рынке ритуал чуть более сложный: у большинства продавцов я спрошу, как у них идут дела, у знакомого молодого узбека — как здоровье его старенького отца, который раньше торговал, а теперь всё чаще остаётся дома. Мужчинам я пожму руку, с женщинами переброшусь парой приятных фраз.

Каков результат, спросите вы? В любом магазине мне никогда не продадут ничего некачественного. Продавщица из книжного, когда мы встречаемся с ней по дороге, сообщит мне о книжных новинках. В половине магазинов в случае трудностей с наличкой я без проблем возьму товар в кредит. Фермеры на воскресном рынке привезут мне овощи на заказ. Сколько раз я слышал: «Не берите лопатку, она сегодня неудачная. Возьмите лучше окорок» или «Завтра завезут свежую говядину. Приходите, нужный вам кусок вырежем прямо из туши»! А всего-то надо общаться вежливо — и жизнь тут же повернётся к вам лицом.
Что тут обращает внимание? Для того, чтобы просто получить за свои деньги, что причитается, ему приходится вступать в социальное взаимодействие с обслуживающим персоналом. И если в магазине оно не выходит за пределы простой вежливости (но уже чрезмерной, если бы речь шла о магазине самообслуживания), то на рынке ему приходится уже панибратствовать с продавцами. Прибавлять к глаголам в повелительном наклонении «пожалуйста» воспитанному человеку ничего не стоит, но жать руку узбеку с рынка — это уже слишком.

Автор хвалится, что взамен он получает качественное товары и обслуживание. Асимметрии ситуации, требующей нравиться продавцу, чтобы не получить несвежего мяса, но не допускающей возможности расплаты фальшивыми деньгами с непонравившимся продавцом, он не замечает.

Здесь отчётливо видна азиатчина: для совершения добросовестной сделки мало иметь деньги. Нужно ещё и втереться в круг своих продавцу людей. Как в советское время торговали в нагрузку: например, с нормальной книгой заставляли купить «Малую землю» Брежнева, так и в азиатском обществе простые гражданско-правовые сделки обременяются ненужным социальным взаимодействием. Такая паразитная социализация вовсе не образует новые социальные связи и не помогает преодолеть атомизацию общества. Напротив, она разбивает его на небольшие кластеры, только внутри которых возможно подобие экономической жизни. Вне кластеров все сделки недобросовестны и представляют собой соревнование в том, кто кого обманет. Рынка нет, есть совокупность воюющих квазикоммунистических ячеек. Предельный случай такого устройства общества представляет собой индийский кастовый строй, когда, в силу рождения в определённой касте, ремесленник обслуживает какую-либо деревню, получая установленную много веков назад годовую плату.

Европейцу тягостно такое положение. Торговаться нравится только чурке, а европеец предпочтёт покупать заранее расфасованный товар в супермаркете, лишь бы не заговаривать с незнакомцем. Ему не нравится, когда ему лезут в душу, или лезть в душу самому. Ему неприятно слышать от начальства и общества хоровые акафисты этим святым людям — врачам и учителям, заменяющие нормальную плату за их труд: он считает, что святым место на иконах, а акафисты прикрывают масштабное воровство. Ещё хуже, когда учителями жизни или народной совестью объявляют актёров.

Европеец чувствует или осознаёт, что социальный капитал в распоряжении одного человека ограничен, и его нельзя растрачивать попусту. Если слишком много общаться на базаре, не хватит сил и внимания на действительно важные дела — политику или крупный бизнес, а обременение ненужными обязательствами ограничит мобильность.

Это подводит нас к осознанию важной особенности европейского уклада жизни, позволившего построить могучие нации, покорившие остальную планету; возможно, самой сути европейства. Европейцы атомизируют и стандартизируют социальные транзакции. Долгосрочным отношениям предпочитаются краткосрочные, феодальной службе — наёмная, цехам — свободный рынок, директивному планированию — конкурсы на государственные закупки. Нации, дальше других зашедшие в этом направлении, получают преимущество. Атомизации общества это не означает; напротив, оно сплавляется крепче.

Конечно, речь идёт об идеализированной Европе. В реальной постоянно случаются рецидивы азиатчины. Она не только импортируется вместе с иммигрантами, но и возникает внутри, например, в виде государственного регулирования. Один из худших примеров западной азиатчины — маркетинг. Он открыто ставит целью приобретение лояльных покупателей и систематически практикует переусложнение сделок, дающее преимущество «своим»: скидки, купоны, накопление баллов и прочую мерзость. Айфон, который можно купить только вместе с контрактом определённого оператора сотовой связи, операционная система с вшитым браузером — вот примеры неофеодализма.

Нация, которая решилась бы провести правовую реформу, стандартизирующую законные сделки, атомизируя их до минимально справедливого размера, ограничивая их действие во времени и запрещая все нестандартные сделки; другими словами, распространившая бы правила товарной биржи на обычный рынок, получила бы важное конкурентное преимущество. У неё был бы шанс от догоняющего развития перейти к цивилизационному лидерству. Ещё большего добилась бы нация, распространившая эту реформу и на остальные стороны жизни. Эта реформа была бы сравнима с введением наполеоновского кодекса.


  • 1
Нет, скифы мы и азиаты мы. С раскосыми и жадными очами.

Очень хорошо.

Вы пропустили еще один ключевой признак - простые домовладения, отсутствие семейной клановости, практическое отсутствие института включения в "семью" родственников дальше прямых - для нас кузены уже достаточно далеки, в отличие от тех же азиатов. http://www.ethnopoliticsonline.com/archives/macdonald/macdonald%20intro3.html

Но скопировать этот опыт на остальной мир не удастся, потому что данные особенности европейца - высокий индивидуализм и высокий альтруизм - вытекают друг из друга и происходят из эволюции на протяжении последних тысячелетий в условиях умеренного и северного умеренного климата.

отсутствие института включения в "семью" родственнико

Это как раз одна из крупнейших европейских проблем. Такие общества легко разрушаются любым паразитом, сохранившем клановость. И к тому же, это не для всех европейцев верно. У итальянцев и испанцев, как минимум, это не так.

Xe-xe... апология "Brave New World", чтоле?

"Вы пропустили еще один ключевой признак - простые домовладения, отсутствие семейной клановости, практическое отсутствие института включения в "семью" родственников дальше прямых - для нас кузены уже достаточно далеки, в отличие от тех же азиатов."

Эхе-хе... В идеале, современному западному постнеоиндустриальному глобализированному обществу рекоммендовано потихоньку-полегоньку избавляться и от семьи, как таковой. Идеал - матери-одиночки и дети, у которых "отцовство" сводится к ведению чада в парк в воскресенье и кормление мороженым/гамбургерами. Когда процесс завершится полностью - таким обществом можно будет управлять даже хозяину с легкой степенью олигофрении;) Мечта утопических социалистов и большевиков эпохи 20-х годов прошлого столетия свершится!!!;)

А серьезно - высшие классы и правящие хрен их знает, кто, в отличии от стадного населения (мнящего себя еуропейцами"), отлично знают и кузенов - и троюродных дедушек, даже. не обязательно лубят - но знают обязательно. Потому что выражение "Иван, не помнящий родства" - есть на всех языках,
а родственные связи на скотофермах - никакие необязательны.

Всё верно. Но я бы дополнила такой деталью: на Западе в маленьких городках покупатели тоже нередко запанибрата с продавцами-парикмахерами-обслугой...Потому что они просто по-соседски все друг с другом знакомы. Это социализация отнюдь не фальшивая. Правда, слышать о каких-либо преимуществах в качестве продуктов для тех, кто ласково здоровается, не приходилось. Тут именно, что возникает торг вежливостью.

А ведь очень интересный подход - и хорошо написали, Александр.

Все эти расшаркивания с продавцами - реликт советской торговой системы, а в общем смысле - азиатчина: "чужак да не ест!";) Забавно видеть нынче таких необлондинок за углом, да еще учащих других, как надо жить, не понимая, что речь-то идет всего лишь о натужной, вынужденной псевдовежливости и какгбедружелюбности, которая является инструментом против того, чтобы тебя отравили тухлятиной или подсунули явный брак. Естественности в такого рода ужимках столько же как в стойке "Смирно!";)

Кстати, по моему разумению вежливость и приветливость на Западе - тоже вполне утилитарна, она упрощает отношения, снижает стресс, является своего рода социальной смазкой - не важно, между знакомыми или чужаками...

Я вот примерно так же как автор закупаюсь продуктами. И мне кстати самому это массу удовольствия и хорошего настроения доставляет :).
И дело тут не в том что мне хорошие продукты дадут за улыбку и приветствие. Просто действительно какая-то социальная связь возникает если человека видишь достаточно часто (раз в неделю хотя бы).
И жить так очень комфортно, кстати.

Прямо пролог к "Мы" Евгения Замятина.

С частью текста, я согласен.
Но вот, например, что меня цепляет - в описываемых условиях люди разучаются жить вместе и при этом полной жизнью, жить дружно.
Также, в условиях абсолютной атомизации, человеческая особь не любит заводить потомство. Как следствие - вымирание(вырождение) популяции, выбравшей путь абсолютной атомизации.
И на закуску. Атомизированными членами популяции легче управлять. В популяции, где каждый друг другу волк, товарищ и брат, легко путём интриг, манипуляций сознанием и прочими политическими играми стать серым кардиналом. Прикрываясь именем Бога, Партии или, например, Экологией или здравоохранением.

Так что то, что Вы называете "азиатчиной", я называю желание жить семьёй. И т.к. семейные и родовые связи разрушены, люди ищут их в другом месте. Например на рынке.
Да, они довольно неэффективно смотрятся со стороны роботизированных горожан. Но, собственно, а что есть жизнь? Когда мы живём?
Я полагаю, что мы живём и когда едем на работу, и заходим в магазин. И это, по моему, Беда(с большой буквы), когда так много времени тратится на формальное общение (магазины и прочие деловые транзакции).

И ещё момент.
Формальным отношениям соответствует формальное качество. И на рынке, и в магазине. А для "своих" найдётся товар хорошего качества.
А так чтобы для всех хорошего качества - это очень дорого. А то что дорого - не пользуется спросом. Поэтому - получите формальное. А дефицит - для своих.

Я сам хочу чтобы магазин у меня был в 2х минутах от дома, и чтобы мы с продавцом были знакомы не формально, а "по полной", и чтобы он знал что мне надо, и я знал, что если это дорого, значит это того стоит.
И чтобы когда я выходил поиграть в футбол во двор, то на воротах стоял именно этот продавец из магазина. И его дети и мои играли вместе, и я знал - да это дети нашего продавца, хорошая компания для моих детей. Ведь продавец наш - правильный мужик.

Формальная альтернатива этому - фитнесзал, в котором все стандартно улыбаются и ничего друг другу не стоят. Это поиск правильных школ и садиков (стандартные не подходят, надо же), это ночные супермаркеты (днём некогда), в которых периодически попадается просроченный товар. Это часовые пробки и радио с формальной рекламой. Ну и тд, и тп, современный кинематограф много на эту тему наснимал.

P.S. Если не читали "Мы", прочтите. Хорошо показано к чему ведёт излишняя формализация.

Я специально оговорился, что речь об атомизации социальных транзакций, а не общества.

О дополнительном моменте: стандартизация транзакций и нужна для того, чтобы было достаточно формального качества. И я не считаю, что качественный товар обязан быть дорогим. Если не позволять переводить сырьё и труд на мусор и не поощрять недобросовестности, любой товар будет качественным.

Узбеки что не люди.
Вы просто расист.

Люди они в Узбекистане.

То есть когда узбеки перемещаются в Россию, они перестают быть людьми?

bullshit относится к вашим высказываниям, не к вашей личности.

  • 1