Этика жизнеспособного общества — совокупность строго определённых обязательств определённых людей. Обязательства одних уравновешиваются равноценными встречными обязательствами других, или нанесённым ущербом. Таким образом, моральные обязательства возникают при добровольном заключении справедливого договора или совершении деликта.
Советско-постсоветская этика основана только на деликте. Праведная жизнь заключается в том, чтобы избежать его, успешная — в том, чтобы развести на него других.
Особенностью советского морального деликта является его неограниченность: во-первых, участие неопределённого круга лиц в качестве виновного или потерпевшего, а во-вторых, — бесконечность суммы ущерба, другими словами, поражение в правах и рабство для виновного.
Этих деликтов два вида, в зависимости от того, в каком качестве участвует неопределённый круг лиц.
Первый деликт — косяк, когда кто-то делает, а чаще говорит, что-то не то, что выдаёт его головой неопределённому кругу лиц, давая право кому угодно делать с ним что угодно.
Второй деликт — заслуга-пострадалость, когда неопределённый круг лиц по жизни виноват перед потерпевшим. Примеры — «яжеженщина», «детиэтосвятое», болезнь или инвалидность, старость. Второй деликт становится основой идентичности потерпевшего: они так и представляются: «я инвалид/астматик/сердечница». Для возникновения этого деликта не нужно какого-либо действия или бездействия виновного.
Это не совсем так.
А вот когда во второй половине восьмидесятых структурированное советскими коллективами общество стало распадаться, да ещё и добавили т. наз. "гласность", да потом в начале 90-х люди тупо не понимали, как можно по-другому... тогда "неограниченность" и появилась.
И первыми под неё попали советские же люди, которым приписывают всевозможные мерзости именно в режиме "первого деликта". Согрешили - всё, теперь вовек не ---. Твари, недочеловеки, ненормальные, тьфу-ненавижу... далее по всем пунктам.
Re: Это не совсем так.
Re: Это не совсем так.
Я это к тому, что считаю "советское общество" при правильном подходе вполне жизнеспособным (хотя и, по Зиновьеву, прямо противоположным "цивилизации"), а по гамбургскому счёту привлекательным сравнительно с "нормальным обществом" на уровне "дело вкуса, кому что нравится".