Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ОБЧР
March 2015
alex_mashin
gest написал пост об огромных боевых человекоподобных роботах.

В связи с этим, я подумал: при каких условиях использование ОБЧР будет иметь военный смысл? Сейчас его очевидно нет, хотя успехи робототехники уже сделали технически возможной их постройку. Тем не менее, из стали, требуемой на ОБЧР, лучше построить несколько танков или вертолётов с большей огневой мощью, более скоростных, манёвренных и менее уязвимых.

Есть ли у ОБЧР особенности, которые могут стать преимуществами; если есть, то при каких условиях?

Главная особенность ОБЧР — человекоподобный способ перемещения.

Её очевиднейшее следствие — то, что ОБЧР не летает или ездит, а ходит, бегает или скачет. Это может оказаться востребованным, более чем полёт, в сильно пересечённой местности, когда требуется не выбамбливать цели подряд издалека, а приближаться к ним. Практически это означает обременённую полицейскими задачами военную операцию в плотной городской застройке, которую нельзя разрушать целиком, погребая под руинами правых и виноватых. Разновидность такой операции — сражение за собственный город, который жалко. ОБЧР будут не только способны к ближнему бою, но и должны будут его искать, так как именно близость противника будет их защищать от кумулятивных снарядов и тяжёлого оружия.

Другая особенность ОБЧР — человекоподобные степени свободы. Оно позволяет построить систему управления, преобразующую движения пилота в подобные (возможно, с большей амплитудой) движения ОБЧР. Движения могут сниматься с помощью сенсорного костюма или прямо с мозга. Такое управление будет с большей, чем обычно, полнотой использовать возможности нервной системы пилота, и наверняка будет быстрее, чем управление танком или вертолётом. Иначе говоря, ОБЧР — оружие, подчинённое нуждам системы управления им и построенное вокруг неё. Лучший пилот ОБЧР — японский школьник (из старшей школы). Старший школьник — потому что скорость реакции находится на пике, японский — так как обучен боевым искусствам. Кроме того, когда более старшие возрасты уложат в землю, только ОЯШ и останется.

Но почему миллисекунды человеческой реакции станут настолько важными, что ради них будет разработан новый класс боевой техники? Вероятно, возможности совершенствования электронных систем управления, оружия и защиты будут исчерпаны, хотя бы для некоторых ТВД. Танковая броня уже почти бесполезна против кумулятивных зарядов, активная защита — паллиатив, парируемый тандемной боевой частью. У управляемого оружия никогда не будет достаточной избирательности. Наконец, сторона, отстающая в разработке военной электроники, должна будет навязывать противнику бой в условиях, при которых управляемое оружие наименее полезно. Эти условия — бой в городе среди большого количества гражданских под надзором недоброжелательно настроенных СМИ, не прощающих жертв среди мирного населения.

Итак, ОБЧР — оружие ближнего городского боя для контрпартизанской операции или освобождения собственных городов, управляемое молодёжью хороших природных качеств, но без глубокого специального обучения. В открытом поле, в океане или космосе ОБЧР малополезен.

Дополнительно, ОБЧРы для освобождения родных городов, должны производиться не огромными концернами, а распределёнными мастерскими, из общедоступных компонентов, не слишком дорого.

Они могут эволюционировать из защитного снаряжения пехоты или полиции или даже гражданских экзоскелетов (применяемых в будущем, например, для сложных монтажных работ).

  • 1
Вроде американцы уже разработали каких-то ходячих роботов. Но используются они для переноса грузов в горах Афганистана.

Да, уже используют. А ещё недавно компьютерное управление ходьбой казалось неразрешимой задачей.

"guest написал пост"

Ну какой же он я? :)

Поправил на ссылку на собственно пост, а не на его перепост.

Я имею в виду, что я не guest, я gest. В моём юзернейме нет буквы "u" 8-).

>> Эти условия — бой в городе среди большого количества гражданских

или зараженная местность. радио/хим/био/нанобото-оружие никто не отменял.

>> распределёнными мастерскими, из общедоступных компонентов, не слишком дорого.

медцентры по производству протезов.

>> Старший школьник — потому что скорость реакции находится на пике, японский — так как обучен боевым искусствам. Кроме того, когда более старшие возрасты уложат в землю, только ОЯШ и останется.

соответвенно и контингент может быть инвалидным. "четвертая волна пополнения".

>> гражданских экзоскелетов (применяемых в будущем, например, для сложных монтажных работ)

пожарники.

>> возможности совершенствования электронных систем управления, оружия и защиты будут исчерпаны,

сложная электроника подвержена подавлению. простую электрику/механику/гидравлику дистанционно задавить сложнее.

>> Но почему миллисекунды человеческой реакции станут настолько важными,

не факт, что важны именно "миллисекунды реакции". скорее "вес таскаемого" - тяжелое пехотное вооружение, боекомплект, системы поставления пассивных/активных помех, вода/питание/воздух для действия на зараженной местности. "реакция" может остаться вполне "человеческой".

Для заражённой местности подойдёт бронетехника, она рассчитана на бой в условиях применения ОМП.

Протезы — может быть, хотя от экзоскелетов путь короче.

Пожарные — очень может быть.

Замена сложной электроники человеком из-за РЭБ — может быть.

ОБЧР как носильщик тяжёлого снаряжения, куда даже шагающий робот не пройдёт — м-м-м… может быть.

человекоподобность все равно не нужна. Только для использования человеческих механических интерфейсов вида старого автомобиля.

Если по пунктам:

>Её очевиднейшее следствие — то, что ОБЧР не летает или ездит, а ходит, бегает или скачет.

Бегать или скакать он вряд ли сможет из-за энерговооружённости. Чтобы просто привести в движение такую махину, понадобится авиационный ГТД, с соответствующим расходом топлива.

>Практически это означает обременённую полицейскими задачами военную операцию в плотной городской застройке, которую нельзя разрушать целиком, погребая под руинами правых и виноватых.

В этих условиях ОБЧР будет по сути большой неуклюжей мишенью с высоко расположенным центром тяжести. Причём слабо защищённой - при его способе передвижения много брони не навесишь, а подлежащий защите объём очень большой, по сравнению с танчиком аналогичной массы. Плюс лёгкость выведения из строя из-за технической сложности. В городах разумно использовать обычные танки и БМП, потому как города изначально рассчитаны на эксплуатацию колёсного транспорта. Вне городов гусеничная бронетехника также безальтернативна. А если она где-нибудь и не пройдёт, то есть вертолёты. Шагоходы тут избыточны.

>Другая особенность ОБЧР — человекоподобные степени свободы.

Это и главный недостаток. Например, человек не видит, что у него за спиной. Управляемый единственным пилотом ОБЧР - аналогично.

>Оно позволяет построить систему управления, преобразующую движения пилота в подобные (возможно, с большей амплитудой) движения ОБЧР.

Этого как раз не надо, органы управления должны считывать не все движения, а конкретные команды, отдаваемые пилотом. Руль и педали будут лучше любой сенсорики, хотя бы потому, что в сенсорике не почешешься.

>Движения могут сниматься с помощью сенсорного костюма или прямо с мозга. Такое управление будет с большей, чем обычно, полнотой использовать возможности нервной системы пилота, и наверняка будет быстрее, чем управление танком или вертолётом.

Это предполагает очень высокий уровень развития компьютерной техники. Но в таком случае человек-оператор вообще не будет нужен, можно будет поставить ИИ, превосходящий человека по скорости реакции на порядки.

>Лучший пилот ОБЧР — японский школьник (из старшей школы). Старший школьник — потому что скорость реакции находится на пике, японский — так как обучен боевым искусствам.

Не будет иметь значения - всё равно ОБЧР будет двигаться медленно и неуклюже по сравнению с отмасштабированным человеком из-за своей инерции. Логичнее уж брать в качестве пилота кого-нибудь типа Номины-Обскуры, давно привыкшего к постоянным передвижения при избыточном весе. То есть идеальный пилот - скорее обыкновенный американский школьник.

>Дополнительно, ОБЧРы для освобождения родных городов, должны производиться не огромными концернами, а распределёнными мастерскими, из общедоступных компонентов, не слишком дорого.

ОБЧРы будут так сложны в изготовлении и обслуживании, что это по сути та же авиация. Производить их будет по силам только концернам и госпредприятиям. В кустарных условиях и танчика нормального не сделать.


Короче говоря, человеческий способ передвижения оправдан только при человеческих размерах. Терминатор более перспективен, чем ОБЧР. Хотя есть мнение, что и тут человекоподобия не надо, лучше что-нибудь членистоногое или кошкоподобное. Навскидку представляются этакие механические тигры с пулемётами на спинах и подвижными хвостами (для равновесия и гламура)с сенсорными блоками на концах, что обеспечивают кисам круговой обзор, и ими они вредят.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account