По моему мнению, недопустимость обратного действия устрожающих законов — пустой звук. Точнее, этот принцип может связывать только судебную и исполнительную власть в позитивистской правовой системе (пока так хочет законодатель), но не законодательную.
Хотя это положение кажется взятым из естественного права (и на него иногда пытаются ссылаться, даже когда оно не введено законодательным актом), смысл оно могло бы иметь только в позитивизме, где закон — единственный источник права. Вот там-то, чтобы не заставить людей страдать из-за невозможности узнать ещё не принятый закон, его действие кажется разумным ограничивать во времени. По этой же причине, закон, чтобы вступить в силу, должен публиковаться.
Но позитивистские правовые системы принципиально не могут быть защищены от произвола законодателя, ибо позитивное право есть всё, что тому благоугодно. Запрет ретроактивности устрожающих законов может быть отменён законодателем так же, как и любой иной закон или положение конституции.
В самом же естественном праве понятие ретроактивности вообще не имеет смысла, ибо естественное право существует всегда, от начала времён.
В общем, запрет обратного действия ужесточающего закона — юридическая химера, попытка применить естественное право к праву положительному, не нужная первому и бесполезная второму.