Может. Пример — секрет выделки железа, которым, как утверждают историки, несколько веков монопольно владели хетты.
Но бывает и ещё более тайное знание. Секрет железа перестал быть секретом, как только он утёк и был проверен. Есть, однако, тайны, которые остаются тайнами и после утечки. Для сохранения такой тайны нужны следующие условия:
- вброс большого количества дезинформации, когда правда погребена под слоями лжи,
- невозможность быстро проверить или вывести заново это знание.
Они не понимают, что легко восстанавливаемые и проверяемые знания — частный случай, думая, что и всё остальные знания таковы, что истину можно постигнуть размышлением. В тяжёлых случаях негуманитарного склада ума появляется исторический ревизионизм или лингвофричество.
Но ничто не мешает существовать и знаниям, для проверки которых нужны многие годы или невозможные затраты. Такое знание, если и утечёт, будет неотличимо от дезинформации. Своим умом это знание не постигнуть, из книг не вычитать; нужно посвящение.
Смысл посвящения в том, что человек доверяет тем, от кого его принимает, и может быть уверен, что ему передают не дезинформацию. Это доверие может проистекать из родственных связей, религиозного долга и общих интересов. Аристократия — пример передачи тайного знания от предков потомкам: одно из преимуществ аристократа в том, что он с детства знает то, что плебей поймёт только к старости, если успеет. Учение у гуру — пример того, как доверие к гуру обеспечивается требованиями религии. Древние тайные общества, связанные взаимопомощью, — третий способ передать тайное знание.
Так же, как быстро проверяемое знание не может долго быть тайным, ценное, но трудно проверяемое знание, не может не быть тайным. Тайным его сделают его обладатели, погребя его под грудами лжи.