Александр Машин (alex_mashin) wrote,
Александр Машин
alex_mashin

Categories:

Ты же у меня умная, придумай что-нибудь

Наталья Холмогорова указала, что защита «Войковской» и противоцаребесие — в числе прочего, и разновидность обвинения жертвы. Те же люди, которые находят оправдания цареубийству, впишутся и за насильников, и за уличных грабителей (хороший способ выявить подуголовников).

А я добавлю к этому ещё вот что.

Для ясного понимания того, что с нами происходило и происходит, следует описывать происходящее в терминах конфликта — межнационального. Не кризиса перехода от одной страты к другой, не последствий управленческих ошибок, не внутреннего конфликта, а именно нашествия. Не «с нами произошло» или «мы с собою сделали», а «с нами сделали». Не «всех, сидевших в окопе вдруг поубивало взрывом; наверное, окоп был плохо выкопан», а «враг выпустил мину и попал».

В частности, убийство царя — национальное унижение, и не важно, был ли этот царь хорош или плох. Николая II убили именно так, как его убили, чтобы никто никогда не мог строить иллюзий, что нация покарала предполагаемого изменника, подобно Карлу I или Людовику XVI. Его убили, как русского царя, а не как плохого царя. Его неотмщённая смерть — даже не пятно на репутации нации, а язва, через которую продолжают утекать её жизненные силы. Новым унижением (и видимым знаком продолжающегося порабощения русских) является имя цареубийцы на стене метро.

Я пару раз встречал в ленте рассуждения вида: «Имя Войкова на карте Москвы есть грозное напоминание правителям государства о возможности расплаты за свои действия». Это рассуждение ошибочно: во-первых, имя Войкова с таким же успехом может говорить: «Как бы ты ни старался для своего народа, наградой будет собачья смерть. Ты сможешь защитить свою жизнь только свирепой диктатурой, а затем бегством за границу»; во-вторых, если бы оно было верно, власти давно бы стёрли его с лица земли.

Но проблема с этим рассуждением не в том, что оно ошибочно, а в том, что оно недостойно человека. Тот, кто изобретает оправдания унижению, которому его подвергли, заслуживает и его, и ещё худших. Нашедший хорошие стороны в причинённых ему мучениях, приглашает мучителей на новые. «Сначала мы убили их царя. Потом мы заставили их почтить память цареубийцы. Наконец, мы заставили их самих придумывать оправдания тому, что мы с ними сделали. Что ещё надо сделать с этими свиньями, чтобы они поняли, что они свиньи?»

У унижений, мучений, оскорблений есть особенность: меньшие создают условия для больших. Человеку можно причинить большее зло, потому что ему уже удалось причинить меньшее. Один из механизмов эскалации моральной пытки — использование для её оправдания реакции жертвы, по своей слабости поддавшейся Стокгольмскому синдрому.

Люди, находящие хоть что-то хорошее в Войкове и цареубийстве, сами себе на голову собирают горящие уголья.
Tags: Нравы, Политика, Текущее
Subscribe

  • Неожиданная победа

    Играл в  Civilization VI с усложнёнными варварами и тайными обществами на уровне «император» за Россию. Обычно за Россию надёжнейший путь к победе —…

  • Системный расизм

    В последнем издании Civilization VI, лет через тридцать после выхода первой версии, наконец-то появился мод, в котором варварские поселения могут…

  • Криптапокалипсис сегодня - 2

    К перепосту «Криптапокалипсис сегодня»: кажется, RSA пока не сломали.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Неожиданная победа

    Играл в  Civilization VI с усложнёнными варварами и тайными обществами на уровне «император» за Россию. Обычно за Россию надёжнейший путь к победе —…

  • Системный расизм

    В последнем издании Civilization VI, лет через тридцать после выхода первой версии, наконец-то появился мод, в котором варварские поселения могут…

  • Криптапокалипсис сегодня - 2

    К перепосту «Криптапокалипсис сегодня»: кажется, RSA пока не сломали.