Но в процессе чтения статьи Корнева за сто рублей, мне подумалось: в древности имелось определённое число посвятительных традиций, имеющих целью устроить человека в мире мёртвых: элевсинские или орфические мистерии, традиции, использующие Египетскую или Тибетскую книгу мёртвых. Суть их в том, чтобы при жизни вести себя прилично (возможно, поучаствовать в ритуальной трапезе), а на том свете, не пугаясь всяких ужасов, назвать пароли — какой бог каким египетским номом заведует, например.
Так вот: если люди улаживали свои дела за гробом при помощи паролей и следования моральному кодексу, откуда нам знать, что и на земле дела не были устроены так же? Если на то пошло, и загробные пароли мистерий могли находить применение уже на этом свете, позволяя посвящённым узнавать друг друга и предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Да и митраизм был со степенями посвящения.
В изолированном полисе система паролей излишня; она нужна в глобализирующемся мире — и мистерии и были общеэллинским институтом. Поэтому, я всё-таки не думаю, что античные тайные общества пережили Тёмные века. В условиях раздробленности они не нужны.
Кстати, православный загробный мир более бюрократизирован: православному покойнику в руку вкладывают рекомендательное письмецо.