Слишком живой интеллект и способность слушать других — это уязвимость. А одна из бед русских — их интеллектуальное превосходство над другими народами.
Естественно, вышеизложенное противоречит фундаментальным интеллигентским убеждениям. Психология интеллигента сформировалась в школе. Для него мир — набор изолированных друг от друга задач, и у каждой есть правильное решение, а успех заключается в том, чтобы его найти. Все возможные слова и поступки размещаются на единственной координатной оси «правильно-неправильно» (а на предполагаемом знании того, «как правильно», основывается претензия интеллигента на власть). Если же Допустить Ошибку, то станешь Действовать Неправильно, и тогда Случится Страшное.
На самом деле, мир устроен иначе — это не задачник. Успех добывается, в первую очередь, мобилизацией всех ресурсов: трудом, упорством, яростью в бою, коварством — привлечением ресурсов из-за пределов первоначальной постановки задачи, то есть «выходом в надсистему», о котором писал Переслегин. Только при прочих равных условиях становится решающей «правильность» или «ошибочность» действий.
О победителе задним числом скажут, что он действовал правильно, а побеждённый в чём-то ошибся. А у побеждённого просто не хватило сил. Он слишком много думал.